Октановое число бензина

Октановое число бензина

В эпоху широкого распространения двигателей внутреннего сгорания, практически каждый автомобилист столкнулся с такими понятиями как “октановое число” и “цетановое число”

В компании “ОФПТК” ведется строгий контроль за соблюдением нормативов и качества поставляемого топлива, поэтому при заказе топлива оптом по цене от "ОФПТК" вы можете быть уверены в достоверности соответствия приобретаемого продукта. 

Что такое октановое число топлива простыми словами

ОЧ - это способность горючего или смеси топлива и воздуха к воспламенению в двигателе внутреннего сгорания. Говоря проще, это процентное соотношение главных компонентов бензина: изооктана и гептана. ОЧ обычно используется для характеристики качества бензина. 

Чем выше октановое число, тем лучше топливо сопротивляется детонации или стуку мотора, что важно для предотвращения повреждений движка и обеспечения более эффективного его работы.

Не все любители быстрой езды знают, на что влияет октановое число и почему этот параметр так важен.

Показатель указывается в цифровом обозначении прямо в наименовании марки бензина:

  • АИ 76;
  • АИ 92;
  • АИ 95;
  • АИ 98;
  • АИ 100.

Аббревиатура АИ расшифровывается так: 

“А” - предназначение горючего, в данном случае, автомобильное; 

“И” - исследовательский метод определения ОЧ.

Почему у дизельного топлива нет октанового числа?

В дизельных двигателях воспламенение смеси происходит из-за высокого давления и температуры, а не от искры зажигания. Поэтому для характеристики дизельного топлива используется цетановый показатель, а не октановый.

Измерение октанового числа

В состав переработанных нефтепродуктов, предназначенных для эффективной работы двигателей внутреннего сгорания, входит одновременно несколько компонентов. Содержание компонентов в продукте — характеристика органического состава горючего.

Также основные параметры нефтепродуктов при проведении измерений и лабораторных исследований — октановое и цетановое числа:

  • Первый элемент демонстрирует стойкость нефтепродукта к возгоранию. 
  • Второй указывает на детонацию горючего в период задержки воспламенения рабочей смеси. Высокий показатель второго наименования демонстрирует небольшую задержку, плавное горение смеси при работе мотора.

Какое октановое число у топлива определяют, используя две основные методики.

Метод ОЧ при работе (моторный метод)

Октановое число определяется на специальном двигателе, который работает при высоких температурах и давлениях, имитируя условия повышенных нагрузок на мотор. Способ подразумевает, что смесь будет нагрета до показателя +150 градусов по Цельсию.

В этом методе используется стандартизированный движок настроенный для создания высоких температур и давлений в камере сгорания, чтобы усилить степень детонации в условиях повышенных нагрузок.

Мониторят различные параметры, такие как скорость зажигания, работа мотора при различных нагрузках и температурных условиях, для определения степени сопротивления бензина детонации.

Повышенные температуры и давление во время работы двигателя способствуют более ранней детонации.

Метод исследования ОЧ (исследовательский метод)

ОЧ определяют на специальном стендовом двигателе, который имитирует низкие и средние нагрузки на мотор.

В этом методе двигатель работает в обычном режиме, что позволяет более точно измерить устойчивость топлива детонации.

Сравниваются бензиновая смесь и смесь изооктана, чтобы определить, насколько бензин сопротивляется детонации по сравнению с этанолом.

Использование обоих методов позволяет получить полное представление о характеристиках бензина в различных условиях эксплуатации мотора. Обычно ОЧ, которое вы видите на заправочных станциях, является средним между полученными значениями.

Когда измерить показатель ОЧ берется рядовой автолюбитель, он использует специализированный прибор - октанометр. В этом случае расчеты происходят с использованием калибровки. 

К сожалению, бытовая методика дает большую погрешность (вплоть до 10 пунктов, что нельзя считать достоверным результатом). Хотя при тестировании марки №76 удается получить правильные вычисления.

Итак, суть октанового числа в способности бензина сопротивляться детонации в двигателе внутреннего сгорания.

Мифы об октановом числе

Существует несколько распространенных мифов и заблуждений относительно ОЧ бензина. Вот несколько из них:

  • Чем выше ОЧ, тем больше мощность. Это не совсем так. Высокое ОЧ не обязательно повышает мощность движка. Показатель влияет на предотвращение детонации, но не на выходную мощность мотора. В реальности, использование топлива с более высоким ОЧ, чем требуется для конкретного двигателя, не приведет к увеличению мощности.
  • Бензин с более высоким ОЧ лучше для всех двигателей. Это также не совсем верно. Некоторые моторы настроены для использования горючего с низким ОЧ, и использование горючего с более высоким показателем будет излишним и неэффективным. Важно следовать рекомендациям производителя автомобиля.
  • Применение средств-повышателей ОЧ увеличит мощность мотора. В действительности, многие добавки или присадки, которые утверждают, что они повышают ОЧ бензина, не имеют значительного эффекта. И даже могут негативно повлиять на работу мотора. Без должного тестирования эффективности и безопасности использования таких добавок следует быть осторожными в их применении.
  • Высокое ОЧ снижает расход горючего. Нет. Использование горючего с завышенным ОЧ не имеет значительного влияния на расход топлива, если движок не склонен к детонации при использовании бензина с более низким ОЧ.

Всегда важно обращаться к руководству пользователя или рекомендациям производителя автомобиля относительно типа горючего и его ОЧ для оптимальной производительности и эффективности вашего двигателя.

Читайте также: